"Свобода, Равенство, Братство: Вечные Ценности, Вечные Идеалы"

1481 (1) — копия

История российского масонства

Масонство в Петровскую эпоху

Масонство в России начало проникать в первой половине XVIII века, однако его корни можно проследить ещё к временам Петра I, когда российские дворяне начали активно посещать Западную Европу, особенно Англию и Францию, где масонские ложи уже существовали.

Петр I проявлял большой интерес к Западной Европе и активно внедрял европейские инновации и идеи в Россию. На протяжении его царствования многие российские дворяне отправлялись на учёбу или службу в Европу, где они могли столкнуться с масонскими идеями.

Петр I проявлял большой интерес к Западной Европе и активно внедрял европейские инновации и идеи в Россию. На протяжении его царствования многие российские дворяне отправлялись на учёбу или службу в Европу, где они могли столкнуться с масонскими идеями.

Одним из таких людей, часто упоминаемым в контексте масонства, является Яков Брюс — российский учёный, генерал-лейтенант, один из ближайших сподвижников Петра I. Брюс был выдающимся учёным своего времени, интересовавшимся астрономией, математикой и другими науками. Именно когда Яков Брюс сопровождал Петра I по Европе, он впервые познакомился с масонами.

Первое достоверное упоминание о появлении первой масонской организации в России встречается в 1731 году, когда лорд Ловель, Великий мастер ОРЛ Англии, назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России. Тем не менее, есть основания полагать, что первые русские масонские ложи состояли исключительно из иностранцев.

В 1840-е годы вступила эпоха всероссийских масонских лож. Начало пришедшемуся на 1840-е годы вступлению русских дворян в масонские ложи положил Джеймс Кейт, английский генерал на русской службе, и его избрание Великим провинциальным мастером «для всей России». Джеймс Кейт считается основателем русского масонства, так как именно благодаря ему в России масонские ложи стали официально обретать внутреннюю структуру.

 

Масонство при Екатерине Великой. Елагинские масонские ложи

 

Екатерина Великая, будучи одной из самых образованных и прогрессивных правителей своего времени, интересовалась европейскими философскими и научными идеями. Несмотря на свое критическое отношение к некоторым аспектам масонства, она не препятствовала его развитию в России. Императрица понимала, что масонские ложи могут способствовать распространению просвещения и реформаторских идей.

Иван Перфильевич Елагин был одной из ключевых фигур русского масонства. Он основал ложу “Скромности” (или “Молчаливости”) в Санкт-Петербурге и активно участвовал в её деятельности. Елагин был высокопоставленным государственным деятелем, что позволило ему привлекать к масонству множество влиятельных лиц, включая офицеров, писателей и ученых.

Елагин видел в масонстве не только философское учение, но и мощный инструмент для просвещения и развития общества. Под его руководством ложи активно занимались изданием литературы, проведением лекций и дискуссий. Елагин также поддерживал тесные связи с иностранными масонскими ложами, особенно в Германии и Франции, что способствовало обмену идеями и укреплению международного масонского сообщества.

В 1772 году провинциальным великим мастером был избран Иван Перфильевич Елагин, который сумел объединить действовавшие в то время в России масонские ложи в цельное образование. В его великую провинциальную ложу в Петербурге входили такие известные масоны, как граф Р. И. Воронцов, генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением Великой Ложи, возглавляемой Елагиным, в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож:

Ложа «Parfaite Union» (1771 г., мастер John Cayley)
Ложа «Девяти Муз» (1772 г., мастер И. П. Елагин)
Ложа «Урания» (1773 г., мастер В. И. Лукин)
Ложа «Беллона» (1773 г., мастер И. В. Несвицкий)
Ложа «Астреи» (1775 г., мастер Я. Ф. Дубянский)
Ложа «Марс» (1774 г., Яссы, мастер П. И. Мелиссино)
Ложа «Минерва» (1774 г., Садогура, мастер барон Гартенберг)
Ложа «Скромность» (1750 г., Санкт-Петербург, с 1774 г. в елагинской системе)
Ложа «Клио» (1774 г., Москва)
Ложа «Талия» (1774 г., Москва-Полоцк)
Ложа «Равенство» (1774 г., Москва-Санкт-Петербург)
Ложа «Екатерины трёх подпор» (1774 г., Архангельск)
Ложа «Эрато» (1774 г., Санкт-Петербург)
Ложа под управлением Р. И. Воронцова (Владимир)
Общее число членов елагинских лож составляло около четырёхсот человек.

Елагин активно занимался как распространением франкмасонства, так и его благоустройством. Поэтому система, преобладавшая в ложах от него зависимых, называлась «Елагинской». Она изначально копировалась с английской, но затем на неё оказали влияние другие системы, включая розенкрейцерство, против которого сам Елагин выступал.

Благодаря работам ученых А.Н. Пыпина и П.П. Пекарского известно много подробностей о работе, проводившейся в елагинской системе ложи, и её отличиях от других систем. Академик Пекарский нашёл подлинные ритуалы, переведённые Елагиным с актов ложи «Аполлона» (учреждена в 1771 г. П.-Б. Рейхелем в Санкт-Петербурге, первая российская ложа циннендорфской системы). Эти ритуалы включали устрашающие эффекты, такие как брат в «окровавленной срачице», устремлённые против него шпаги, «смешение крови… с кровью братьев наших».

Елагин стремился сохранить три первоначальные степени — «ученика, товарища и мастера», и если он впоследствии принял четыре высших рыцарских степени, то они не играли большой роли, а были почётными.

В книге «Обряд принятия в мастера свободные каменщики» содержатся установленные Елагиным правила для подготовки новичка к принятию в ложу. Эти правила, вместе с «Уставом, или правилом свободных каменщиков» и «Беседами» Елагина, определяют отдельные пункты его системы.

Первая цель ордена, по Елагину:

«Сохранение и предание потомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьба всего человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру».

Если обратиться к источникам, на которые опирался Елагин, можно увидеть их загадочность и связь с розенкрейцерством. По исследованиям академика А.Н. Пыпина, у Елагина был наставник — некий Эли, «в знании языка еврейского и каббалы превосходный, в теософии, физике и химии глубокий». Этот Эли был розенкрейцером.

Елагинская система была чужда политике. Елагину не удалось создать систему, которую можно было бы противопоставить «вольтерьянским взглядам», против которых боролось масонство. Серьёзные этические, религиозные и социальные вопросы оказались не под силу тогдашней научно-критической мысли.

Новый этап в развитии русского масонства связан с Москвой и Николаем Ивановичем Новиковым, который после переезда из Санкт-Петербурга развернул активную масонскую деятельность.

В истории московского масонства выделяются две ключевые фигуры — сам Новиков и Иоганн-Георг Шварц. Они организовали масонство и развили его просветительскую сторону. Шварц помогал Новикову в его проектах, давал советы и указывал книги для перевода.

В Москве, кроме ложи князя Трубецкого, существовала ложа П.А. Татищева «Трёх римлян». В 1780 году по настоянию Новикова была открыта тайная научная ложа «Гармония». В 1781 году руководители лож объединились в новой ложе «Гармония», а Шварца отправили в Берлин для организации масонских дел. Его поездка привела к признанию независимости русского масонства от Швеции.

На Вильгельмсбадском конвенте в 1782 году Россия была признана восьмой провинцией ордена. Важные должности заняли Татищев, князья Трубецкие, Новиков и Шварц.

Шварц учредил орден «Злато-розового креста», членами которого стали Новиков, Трубецкие, Кутузов, Лопухин и Тургенев. В 1783 году в степень ложи-матери была возведена ложа «Озириса», а в 1784 году появилась ложа «Сфинкс». В Москве насчитывалось до 20 лож.

После смерти Шварца в 1784 году руководство орденом перешло к Новикову, Татищеву и Трубецкому.

В 1786 году типографиям Новикова запретили издавать книги на религиозные темы, а также отняли школьное и больничное дело. В 1792 году Новиков был арестован и заточен в Шлиссельбурге до смерти Екатерины II в 1796 году.

При Павле I масоны частично восстановились после удара, нанесённого Екатериной II. Новикова освободили, Лопухину, Татищеву и Трубецкому разрешили свободное проживание, но возобновить орден вольных каменщиков Павел I не позволил.

В XIX веке начинается оживление масонства при Александре I под руководством Лопухина, Ковалькова и Невзорова, а затем А.Ф. Лабзина.

В 1815 году была образована Великая ложа Астрея. В её состав вошли четыре ложи: «Петра к порядку», «Палестина», «Изида» и «Нептун к Надежде». Великим мастером стал граф В.В. Мусин-Пушкин.

В 1817 году был разослан Свод законов, где целью союза лож было указано «усовершенствование благополучия человека через исправление нравственности, распространение добродетели, благочестия и верности государю». Ложи могли выбирать любую масонскую систему и свободно распоряжаться финансами.

Реформы привели к переходу в союз «Астреи» лож «Пламенеющая звезда» и «Соединённых друзей», среди членов которых были офицеры Грибоедов, Чаадаев, Норов, Бенкендорф и Пестель.

Прекращение деятельности масонских лож.

1 августа 1822 года Александр I издал высочайший рескрипт на имя министра внутренних дел графа В. П. Кочубея «О разорении масонских лож и всяких тайных обществ»: «Все тайные общества, под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другие — закрыть и учреждения их впредь не дозволять».

К моменту закрытия Союз Великой Ложи «Астрея» насчитывал 1404 брата, объединённых в 19 лож. Великая Провинциальная Ложа насчитывала всего 7 лож и 230 братьев.

11 августа 1822 года В. В. Мусин-Пушкин сообщил петербургскому военному генерал-губернатору, что Великая ложа «Астрея» и восемь зависимых от неё петербургских масонских лож закрыты.

Запрет центральной власти на деятельность масонов привёл к утрате масонскими ложами своих позиций в среде служилой аристократии. Романтическое увлечение тайными обрядами перешло в плоскость взаимоотношений человека и государства. Масонские тайные клятвы стали ассоциироваться с клятвами, противоречащими верности престолу и православию. Вопрос непричастности к масонским тайнам и клятвам стал критерием лояльности к государству.

В XIX веке масоны продолжали действовать нелегально, особенно в провинции, где они содействовали просвещению и облагораживали нравы. Легально возобновить свою деятельность они смогли только в начале XX века с разрешения императора Николая II.

В 1800—1861 годах в России членами масонских лож были 5590 человек.

 

Масонство в России в конце 20 века

 

Георгий Дергачёв был первым великим мастером Великой ложи России (ВЛР) с 1995 по 2002 год. Возрождение масонства в России началось в 1990 году с его посвящения. Его посвящение ознаменовало начало возрождения масонства в стране после долгих лет подавления и запрета на эту деятельность при советской власти.

7 сентября 1992 года в Москве состоялись первые работы ложи «Гармония» № 698 Великой национальной ложи Франции (ВНЛФ).

28 апреля 1991 года была открыта первая масонская ложа в Москве под эгидой Великого востока Франции. С 1991 по 1997 год были открыты 6 лож Великого востока Франции:

  • «Северная звезда»
  • «Свободная Россия»
  • «Девять муз»
  • «Северные братья»
  • «Полярная звезда»
  • «Москва»

С 1991 по 1993 год Великая ложа Франции открыла 3 ложи:

  • «Николай Новиков»
  • «Сфинкс»
  • «Лютеция»

В 1992-1993 годах Великая национальная ложа Франции открыла 4 ложи:

  • «Гармония»
  • «Лотос»
  • «Новая Астрея»
  • «Гамаюн»

В 1995 году была учреждена Великая ложа России, что привело к закрытию большинства лож Великого востока Франции и Великой ложи Франции в России.

6 июля 1996 года десять русских масонов Великой ложи России учредили Верховный совет России Древнего и принятого шотландского устава.

В 1996 году Великий восток Франции закрыл все свои ложи в России. Ложа «Полярная звезда» перешла в Великую ложу России.

С 1995 по 1999 годы Великая ложа России открыла 7 новых лож. В конце 1999 года в России было 12 лож Великой ложи России, 2 ложи Великого востока Франции и 1 ложа Великой ложи Франции.

XXI век

С 2000 года Великая ложа России продолжила открывать новые ложи.

2000 год:

  • «Тихоокеанское побережье» № 12 (Владивосток)

2001 год:

  • «Фёдор Волков» № 14 (Ярославль)
  • «Орион» № 15 (Москва)
  • «Феникс» № 16 (Москва)
  • «Изида и Озирис» № 17 (Москва)
  • «Сер» № 18 (Москва)

В марте 2001 года из Великой ложи России вышло около 100 человек, образовав «Русскую регулярную великую ложу» (РРВЛ), которая не была признана ни одной великой ложей в мире.

2002 год:

  • «Северные братья» № 19 (Мурманск)
  • «Доблесть» № 20 (Москва)
  • «Созвездие» № 21 (Москва)
  • «Под тремя коронами» № 22 (Калининград)
  • «Альфа и Омега» № 23 (Новосибирск)

2003 год:

  • «Дружба» № 24 (Москва)

2004 год:

  • «Белый рыцарь» № 25 (Москва)

2005 год:

  • «Треугольник Хирама» № 26 (Москва)

2006 год:

  • «Цитадель» № 27 (Москва)
  • «Святой Грааль» № 28 (Воронеж)

В мае-июне 2007 года произошёл раскол в Великой ложе России, что привело к образованию новой Великой ложи России под руководством А. С.

2008 год:

  • Объединенная Великая ложа России (ОВЛР) учреждена 11 октября 2008 года под патронажем Великой ложи Франции.
  • Открыты ложи: «Акация» № 29 (Сочи), «Форпост» № 30 (Магнитогорск)

2009 год:

  • «Каменный пояс» № 31 (Екатеринбург)
  • «Франция» № 32 (Москва, Французский обряд)

2010 год:

  • «Муз» № 33 (Санкт-Петербург)
  • «Совершенное согласие» № 34 (Москва, франкофонная)

2011 год:

  • «Дельта» № 35 (Краснодар)
  • «Фёдор Ушаков» № 36 (Саранск)
  • «Клио» № 37 (Москва)

2012 год:

  • «Два орла» № 38 (Минск)

2013 год:

  • Ложа «Астрея» вошла в состав Великого востока Франции.
  • Открыты ложи: «Святой Давид — Строитель» № 39 (Тбилиси), «Леон Великий» № 40 (Сухуми), «Святая Тамара» № 41 (Тбилиси), «Арарагат» № 42 (Москва, Ритуал Эмулейшн), «Павел Павлович Демидов» № 43 (Екатеринбург), «Золотой ключ» № 44 (Пермь)

2014 год:

  • Открыты ложи: «Александр Сергеевич Грибоедов» № 45 (Санкт-Петербург), «Череп и крест» № 46 (Нижний Новгород), «Братская цепь» № 47 (Челябинск)

2015 год:

  • Открыты ложи: «Георгий V Блистательный» № 48 (Тбилиси), «Джузеппе Гарибальди» № 49 (Москва, Восточный обряд), «Шипка» № 50 (Москва), «Алихан Бокейханов» № 51 (Алма-Ата)

Некоторые ложи Великой ложи России прекратили свои работы по разным причинам.

 

 

 

 

Вам может быть интересно:

Прокрутить вверх

Заявка на вступление